Фолклендская бойнЯ Псаря гцандонА Суки путинА

?! победу принесли "тухлые" американские взрыватели !?

Начало: март 1982

Начало: март 1982

 

Открытию военных действий в Южной Атлантике, предшествовал инцидент на острове Южная Георгия. Существует версия, что события 19 марта 1982 года на Южной Георгии - аргентинская провокация. Итак, 19 марта 1982 года группа аргентинских рабочих (или же бойцы "Бузо Тактико" - группы боевых пловцов аргентинских ВМС) аргентинского предпринимателя Серджио Давидофора, который закупил по цене металлолома оборудование простаивавших китобойных судов, высадилась на острове Южная Георгия, чтобы разобрать ржавый хлам. Они ссылались на соглашение 1971 года и на разрешение английского консула в Буэнос-Айресе, однако, английские власти заявили, что соглашение 1971 года не распространяется на Южную Георгию и потребовали оставить его территорию.

В ответ, аргентинцы подняли национальный флаг. Это вызвало протест со стороны правительства Великобритании, было заявлено, что ответом на "незаконное присутствие", "вызывающее поведение" будут "соответствующие меры". На что министр иностранных дел Аргентины Н. Коста Мендес заявил: "аргентинцы работают на аргентинской территории и будут продолжать работать под защитой аргентинского правительства". В итоге, губернатор Фолклендских островов Рекс Хант послал на Южную Георгию 22 или 23 морских пехотинца, которые спустили аргентинский флаг.

Аргентинцы провели разведывательную акцию и на самих Фолклендах. Транспортный самолет С-130 совершает "вынужденную" посадку на аэродром Порт-Стенли. Англичане проявили крайнюю беспечность - экипаж самолета беспрепятственно собирал разведданные и фотографировал, сильно облегчив в последствии высадку на острова. (согласно западной прессе другим источником развединформации были...... советские спутники "Космос-1345" и "Космос-1346", запущенные 31 марта 1982 года, и данные с которых, якобы предавались аргентинскому командованию через Кубу).

Подготовка к десантированию спецназа Аргентины

Подготовка к десантированию спецназа Аргентины

 

События развиваются стремительно: 26 марта аргентинское командование приняло окончательное решение о вторжении, а уже на следующий день информация о возможной акции аргентинцев поступает (возможно англичане "взломали" аргентинские коды уже 25 марта) на Британские острова. 28 марта аргентинские корабли начали выходить в море якобы для проведения совместных маневров с ВМФ Уругвая. 29 марта британским командованием принимается решение послать в Южную Атлантику из Гиблартара ПЛ "Форт Остин" (Fort Austin). 30 марта в море выходят все корабли эскадры вторжения. 

 

Силы сторон

 

Аргентина

Task Force 40

(40-е соединение)

Корабли/Подразделения Тип корабля\Информация о подразделении

Эскадра

(Контр-адмирал Jorge Allara)

Cabo San Antonio LSST 1172 Танк. груз. судно

Santismo Trinidad Type 42 Эсминец
  Hйrcules Type 42 Эсминец
  Drummond A-69 Фрегат
  Granville A-69 Фрегат
  Sante Fe Дизельная ПЛ
  Almirante Irizar Ледокол
  Isla do los Estados Войсковой транспорт
     

Основной десант

(Конт-Адмирал Carlos Busser)

Buzo Tactico

2-й батальон морпехов

Около 60 морских спецназов

Около 700 морпехов, 19 лодок-амфибий

Кроме этих сил в море вышло 20-е соединение кораблей сил охранения, в состав его входило 7 кораблей, в том числе авианосец "Бентесико-де-Майо", на борту которого было 10 штурмовиков A-4Q из 3-й эскадрильи ВМС, крейсер, 2 эсминца УРО, фрегат УРО и ПЛ. В ходе вторжения предполагалась высадка воздушног

 Английские морпехи

Английские морпехи


Великобритания
Если посмотреть какими силами в этом районе располагала Великобритания, то размах с которым аргентинцы осуществляли операцию покажется показательно-устрашающей акцией. Если значительный воинский контингент в дальнейшем должен был стать гарнизоном островов, то задействованные силы флота были явно излишни.
В Южной Атлантике Великобритания располагала одним-единственным кораблем - вооруженным гидрографическим судном "Индьюренс" (Endurance), которое несло там патрульную службу. Его капитаном был Ник Баркер (Nick Barker) Сам корабль был уже порядком износившейся, проржавелой посудиной - еще 30 июня 1981 года британское правительство объявляет о том, что судно "Индьюренс" будет возвращено в Великобританию без замены другим кораблем.
А 9 февраля 1982 года премьер-министр Великобритании Маргарет Тэтчер, выступая в палате общин, поддерживает намерение списать гидрографическое судно "Индьюренс", которое в тот момент находится в Южной Атлантике. Впрочем, к началу войны этого еще не успели сделать и "Индьюренс" находился в районе Южной Георгии. Вопрос о численности гарнизонов Южной Георгии и Фолклендов достаточно запутанный, начнем с того, что на корабле "Индьюранс" находилось 11 человек из отряда 8901.
На самой Южной Георгии было 9 морских пехотинцев с этого корабля, всего на острове было 22/23 человека из состава отряда 8901 - роты морских пехотинцев составляющих гарнизон Фолклендов. На самых Фолклендах оставалось 68 человек.
В ряде источников указывается другая цифра численности фолклендского гарнизона - 79 человек. Возможно, что изначально на Южную Георгию в марте 1982 года было послано не 22/23 человека, а 13/14, прибавив к которым еще 9 морпехов с корабля "Индьюренс" и получаем 22/23 человека на Южной Георгии. Значит, можно считать, что численность фолклендского гарнизона на момент вторжения приближалась к 68 морпехам (вторая распространенная цифра). Командовал ими майор Майк Норман (Mike Norman). Около 25 человек было в составе местных сил самообороны (Local Defence Force), но они не были вооружены.
Силы вторжения движутся к цели, 31 марта британцы перехватывают приказ на ПЛ "Санта Фэ" - ее задача исследовать побережье вблизи Порт-Стенли и выявить удобные для высадки места. 1 апреля из Faslane (Шотландия) к Фолклендам уходят британские ядерные субмарины "Спартан" (Spartan) и Сплендид (Splendid). В тот же день первые аргентинские солдаты появились на Фолклендах, война началась..

Аргентинские морпехи

Аргентинские морпехи

 

Вторжение: апрель 1982
В общих чертах план операции Azul (захват Порт-Стенли) сводился к захвату одним отрядом спецназа ВМС Бузо Тактико казарм морских пехотинцев в Moody Brook, другой одновременно должен был захватить губернатора в его резиденции, также захвату подлежал аэропорт, на которой предполагалось высадить с самолетов 2-й батальон морской пехоты и 9-ю инженерную команду (около 1000 человек), которые должны были составить гарнизон островов.
Первыми на Фолклендах были 12 аквалангистов - они высадились с ПЛ "Санта Фэ" в ночь с 1-го на 2-е апреля в заливе Йорк, их целью было провести скрытую разведку и выведать места высадки, которую планировалось начать в ночь со 1-го на 2-е апреля. Основной целью операции "Суверенитет" был Восточный Фолкленд с поселком Порт-Стенли.
Хотя фактор внезапности был потерян - англичане с помощью радиоразведки узнали о вторжении и губернатор островов отдал приказ небольшому гарнизону островов готовиться к обороне - операция прошла, как на учениях, даже несмотря на то, что район вторжения ограничился Порт-Стенли (погодные условия не позволяли высаживаться где либо еще).
Сначала, на пляж близ мыса Пемброк высадилась рота спецназа ВМС (прошедших, кстати, подготовку в английских школах). В 2.30 без единого выстрела была обезврежена группа английских морпехов (8 человек), в районе морского маяка, который также был захвачен. Затем командосс разделились на две группы и двинулись в глубь острова. Первая группа должна была занять аэропорт и здание таможни - гарнизон аэропорта (4 человека) сдался без боя

Пленные англичане

Пленные англичане


После этого, эта группа нацелилась на морской штаб в Муди-Брук, но там (было 6 утра) никого не оказалось. Тем временем, вторая группа заняла почту и радиостанцию и направилась к резиденции губернатора, но там, наконец, обнаружились английские морпехи. Несмотря на подход первой группы, аргентинцы на штурм не решились. Из-за плотного огня британцев аргентинцы больше часа не могли и головы поднять. Затем 6 аргентинцев под огнем заходят с тыла к Дому правительства, но там они встречены огнем 3 англичан. Командир аргентинской группы капитан Гианчо (Giancho) был смертельно ранен. Еще трое аргентинцев сдается.

Тем временем, начиная с 6.15 утра, на остров начали прибывать войска: у маяка Пемброк с корабля "Кабо-Сан-Антонио" было высажено 300 человек, еще 450 человек высадились в самом Порт-Стенли. На вертолетах в район Маллет-Крик было доставлено около 150 человек, в район казарм Муди-Брук еще 70 человек. Сразу же после захвата аэродрома, туда прибыли саперы, они разобрали завалы, устроенные англичанами, и, в 8.30 утра, на аэродроме Порт-Стенли приземлился первый "Геркулес" с десантом. Всего на 6-ти "Геркулесах" (с авиабаз Коммодоро-Ривадавия и Рио-Гальегос) было доставлено 500 человек

К губернаторскому дому с аэродрома на вертолетах были доставлены минометы, после чего, англичане в 9.15-9.25 утра (к тому моменту его защищали только 6 человек) сложили оружие. В отдаленных пунктах, сопротивление продолжалось до 14 часов.

В тот же день, британские морские пехотинцы и губернатор Рекс Хант будут отправлены самолетом в Уругвай. Новым губернатором Фолклендских островов станет генерал М. Менендес (церемония вступления в должность была проведена 7 апреля)

Десант на Фолкленды может служить образцом современной спецоперации, проведенной, в великолепном стиле, в каком то смысле даже "элегантно". Причем, практически без потерь - единственной жертвой стал смертельно раненый командир второй группы аргентинского спецназа (В западной прессе получили распространение нелепые цифры: 15 убитых и 17 раненых аргентинцев при штурме Дома правительства. Всего якобы убито и видимо умерло от ран 25 аргентинцев.). Конечно, силы сторон были далеко не равны, но, если вспомнить, как, вскоре, пройдет операция США на Гренаде, станет ясно, что количество не всегда переходит в качество

Улицы Порт-Стенли после боя

Улицы Порт-Стенли после боя


Захват Южной Георгии

 

В то время, как на Фолклендах разворачивалась операция "Суверенитет" к удаленному более чем на 1000 км от Мальвин острову Южная Георгия шел аргентинский фрегат "Геррико". На его борту находились 60 десантников (из состава 1-го батальона морской пехоты) и вертолет. Утром 3 апреля к кораблю присоединилось антарктическое исследовательское судно "Байя-Параисо". Вскоре этот отряд прибыл к месту назначения, и в 11.00 с борта "полярника" отправился на разведку вертолет "Алуэтт-III"

Аргентинские солдаты

Аргентинские солдаты

 

Связавшись по радио с обитавшими в поселке Грютвикен метеорологами, экипаж узнал, что британских военных на острове нет. Однако это оказалось дезинформацией. На самом деле на острове все еще находились 23 морских пехотинца, которые, обнаружив приближение вражеской флотилии, организовали засаду. В 12.00 "Пума" с фрегата высадила первых 15 десантников. Через некоторое время вертолет вернулся со второй группой и попал под обстрел англичан. Метко выпущенная из РПГ граната попала в него и сожгла. Два аргентинца были ранены. Еще тремя выстрелами англичане нанесли повреждения подошедшему близко к берегу "Геррико", а огнем из стрелкового оружия сбили "антарктический" вертолет. В ответ с фрегата выпустили три снаряда, которых оказалось достаточно, чтобы британцы сдались. Операция "Росарио" завершилась. По данным британской прессы во время операции на Южной Георгии погибло 3-4 аргентинца, 7 ранено, среди британцев был легко ранен 1 морпех

Английские спецназовцы

Английские спецназовцы


Потери Аргентины в конфликте: 649 человек убито, потоплены: крейсер “Генерал Бельграно” (“General Belgrano”), 1 подводная лодка “Santa Fe”, 1 сторожевой катер, 4 транспортных судна; сбито саомлетов (и уничтожено на земле): 22 штурмовика “A-4 Skyhawk”, 11 истребителей-бомбардировщиков “Dagger”.
Потери Великобритании в конфликте:258 человек убито, потоплены: 2 фрегата “Ardent” и “Antelope”, 2 эсминца “Sheffield” и “Coventry”, 1 контейнеровоз “Atlantic Conveyor”, 1 десантный корабль “Sir Galahad”, 1 десантный катер “Foxtrot 4?

Генерал аргентинской армии

Генерал аргентинской армии, который считался губернатором в Стэнли в течение 73 дней войны, обращается к своим войскам в Дарвине, 25 мая 1982 года.
История и география, Путь к войне, Силы и техника сторон, Три недели затишья, Первый контрудар Британии, 1 мая, Кровавый май, 21 мая, Авиация топит корабли, Сражение 26-28 мая, Новые удары, Финал войны, Итоги

СССР мог бы участвовать в Фолклендской войне 1982г

Англо-аргентинский вооруженный фолклендский конфликт 1982 года, известный как Фолклендская война, вылился в крупнейшую военно-морскую баталию после Второй мировой войны. Со стороны Англии в военных действиях участвовали два авианосца, свыше 70 самолетов вертикального взлета и посадки "Sea Harrier" и "Harrier" и 80 вертолетов.

Результаты военных действий в Фолклендской войне на Южной Атлантике тщательно анализировались специалистами ведущих морских держав и повлияли на формирование программ строительства их флотов. В том числе и нашего ВМФ. Поэтому, остановлюсь на некоторых подробностях этих военных действий

Аргентинский десант во время посадки на корабли

Аргентинский десант во время посадки на корабли

Более 150 лет Фолклендские (в Аргентине их называют Мальвинские) острова являются спорной территорией между Великобританией и Аргентиной. После введения многими странами 200 мильной зоны, в пределах которой распространяется их право на промышленные разработки на дне моря и на лов рыбы, особую ценность стали приобретать прибрежные воды и береговой шельф островов. 13 марта 1982 года правительство Аргентины потребовало от Великобритании возвращения островов под свою юрисдикцию. Однако переговоры ни к чему не привели, и уже в начале апреля 1982 года десантные силы ВМС Аргентины овладели Фолклендами. Премьер-министр Великобритании Маргарет Тэтчер на чрезвычайной сессии парламента сделала заявление, что целью ее правительства является быстрейшее восстановление на островах английской администрации. Фолклендская война стала неизбежной

Высаживаются аргентинские морпехи

Высаживаются аргентинские морпехи

Два с половиной месяца Великобритания наращивала силы в Южной Атлантике. К началу боевых действий в мае 1982 года британские военные сконцентрировали в районе Фолклендских островов, находящихся у берегов Южной Америки и Антарктиды на расстоянии 13 000 км от Англии, 50 боевых кораблей и 48 вспомогательных судов

Разоружение пленных британских солдат

Разоружение пленных британских солдат
2 апреля 1982 года

Ядром соединения английских надводных кораблей были два авианосца - "Гермес" и "Инвинсибл", которые вместе с кораблями охранения создавали две авианосные ударные группы. Обороне авианосцев уделялось особое внимание, в первую очередь от воздействия аргентинской авиации. Четыре контейнеровоза типов "Атлантик Конвейер" и "Атлантик Козуэй" всего за неделю были переоборудованы в авианесущие транспорты, на каждом из которых размещалось по 10-20 самолетов "Харриер". На борту некоторых кораблей Великобритании находилось ядерное оружие, готовое к немедленному применению. Фолклендский конфликт вполне мог выйти за рамки обычной войны.
К началу Фолклендской войны Аргентина превосходила противника в самолетах (7 к 1) и в численности сухопутных войск (1,5 к 1).
2 мая 1982 года английская атомная подводная лодка "Конкерор" по целеуказанию космической разведки США атаковала и потопила тремя торпедами единственный аргентинский крейсер "Генерал Бельграно". Погибли 368 членов экипажа, ставшие первыми жертвами Фолклендской войны. Опасаясь дальнейших потерь, командование аргентинских ВМС вернуло в базы все надводные корабли, а "Скайхоки" с единственного аргентинского авианосца "Вейнтисинко де Майо" были перебазированы на Огненную Землю. Военное командование Аргентины решило вести боевые действия авиацией берегового базирования с дозаправкой самолетов в воздухе заправщиками типа "Геркулес"

Сбитый британский истребитель

Сбитый британский истребитель "СиХарриер". Фолкленды

Однако английские авианосцы "Гермес" и "Инвинсибл" с кораблями охранения передвинулись на 86 миль на северо-восток от Фолклендских островов - на предел досягаемости аргентинских ВВС и сами широко использовали свои самолеты для уничтожения кораблей, судов и самолетов противника, а также для нанесения ударов по взлетно-посадочным полосам на аэродромах Фолклендских островов и по береговым объектам. Самолеты "Sea Harrier" выполняли непрерывную противовоздушную оборону соединения кораблей британского флота, совершая в среднем по шесть боевых вылетов в сутки, каждый продолжительностью по полтора часа. Они потопили аргентинский транспорт "Рио Каркарана", фрегат "Комодоро Сомеллера", разведывательное судно "Нарваль" и повредили сторожевой корабль

аргентинский «Мираж» рядом с британскими кораблями
аргентинский «Мираж V

Фото, запечатлевшее аргентинский «Мираж V» на сверхнизкой высоте совсем рядом с британскими кораблями 24 мая 1982 г.

4 мая 1982 года два аргентинских "Супер-Этандара" атаковали английские эсминцы "Плимут" и "Шеффилд" противокорабельными крылатыми ракетами "Exoset AM38" с расстояния 37 км. Приблизившись к кораблям, ракеты захватили цели и продолжили полет в режиме самонаведения на высоте 2-3 м над водой. На "Плимуте" ракеты обнаружили за 40 секунд до подлета и успели поставить завесу из дипольных отражателей, защитив корабль от поражения. На "Шеффилде" обнаружили ракеты лишь за 4-6 секунд до попадания. Одна из ракет пробила правый борт на высоте 2,4 м от ватерлинии. После пяти часов борьбы за живучесть экипаж, потерявший 20 человек убитыми и 28 ранеными, покинул корабль, который затонул 10 мая 1982 года при буксировке. Потеря шеффилда стала самым большим потрясением для Великобритании во время фолклендского конфликта

Пуск ПКР "Экзосет" по эсминцу "Шеффилд"

Пуск ПКР "Экзосет" с аргентинского самолета "Супер Этендер" по эсминцу "Шеффилд"

25 мая 1982 года, в день национального праздника Аргентины, 72 самолета аргентинских ВМС нанесли самый мощный удар по соединению ВМС Великобритании. Самолеты "Скайхок" и "Мираж" потопили английский эсминец "Ковентри" - второй типа "Шеффилд" за эту компанию, и повредили эсминец "Бродсуорд". Своевременно поставленные пассивные помехи - дипольные отражатели - сорвали поражение основной цели этой атаки, авианосец "Гермес". Однако одна из выпущенных ракет "Экзосет" поразила транспорт "Атлантик Конвейер", который через пять дней затонул. 8 июня аргентинским "Скайхоком" тремя 227-килограмовыми бомбами, попавшими в подготовленный к выгрузке боезапас, был потоплен большой танко-десантный корабль "Сэр Гэллахэд". Второй такой же корабль "Сэр Тристрам" получил серьезные повреждения. Аргентинские штурмовики применяли противокорабельные дозвуковые ракеты "Exoset AM38" массой 735 кг с боевой частью массой 165 кг, которые могли поражать цели на расстоянии до 70 км.

"Шеффилд" поражен аргентинской авиацией

Британский эсминец "Шеффилд" поражен аргентинской авиацией

Британское правительство предъявило Аргентине ультиматум о выводе аргентинских войск с Фолклендов в течение 48 часов. Ультиматум не был принят, и 2 мая английский фрегат потопил аргентинский танкер. В середине мая английские коммандос совершили рейд на остров Пебл и уничтожили находившиеся там неприятельские самолеты и склады оружия. 17 и 21 мая британская сторона потребовала вывести аргентинские войска с Фолклендов в течение 14 дней. Аргентина вновь ответила отказом

Британский спецназ перед началом штурма

Британский спецназ перед началом штурма островов

21 мая английские войска высадились на Фолклендах. В операции участвовало 22 тысячи солдат, 2 авианосца, 7 эсминцев, 7 десантных кораблей, 3 атомные подводные лодки, 40 истребителей-бомбардировщиков вертикального взлета «Харриер» и 35 вертолетов. Через два дня англичане захватили поселки Порт-Дарвин и Гуз-Грин на острове Восточный Фолкленд

Спецназовцы в бою

Спецназовцы в бою

Группировка аргентинских войск на островах насчитывала 12 000 человек. Около 150 аргентинских самолетов, достигая района боевых действий на пределе тактического радиуса, находились над целями не более 2-3-х минут по запасам имеемого на них топлива. Таким образом, аргентинское командование было неспособно организовать серьезное противодействие высадке англичан

Медицинская помощь под огнём

Медицинская помощь под огнём

В период с 21 по 30 мая на острова высадилось в общей сложности 8500 человек. Ко 2 июня англичане блокировали главный город Фолклендских островов Порт-Стэнли с моря и суши. 15 июня его гарнизон был вынужден капитулировать

британский эсминец "Ковентри" заваливается

Пораженный британский эсминец "Ковентри" заваливается на бок

Во время Фолклендского конфликта в боевых действиях с обеих сторон в общей сложности приняли участие до 60 000 человек личного состава, свыше 180 кораблей и судов и до 350 боевых самолетов. За этот период фолклендской войны Великобритания потеряла два ракетных эсминца типа "Шеффилд", два ракетных фрегата типа "Ардент", большой танко-десантный корабль, контейнеровоз "Атлантик конвейер". Попаданий в английские корабли было множество, но взрыватели американских 227 и 454-килограммовых бомб почему-то не срабатывали и английские саперы обезвреживали застрявшие бомбы внутри кораблей. Потери англичан в авиации - 10 самолетов, 24 вертолета. Потери в людях: 225 человек убитыми, 777 ранеными. Четыре эскадрильи самолетов вертикального взлета "Си Харриер" с авианосцев "Гермес" и "Инвинсибл" сбили 23 аргентинских самолета, не потеряв ни одного своего.
Аргентина в фолклендской войне потеряла крейсер, подводную лодку, сторожевое судно, фрегат, три транспорта, траулер и два катера. Потери авиации - 142 самолета. Потери в людях: 690 убитыми, 186 ранеными. Обращает на себя внимание большая разница в потерях авиации у двух сторон, что связано с активным применением англичанами средств радиоэлектронного противодействия, особенно облаков дипольных отражателей, которых у Аргентины не было.
Возвращение Фолклендских островов под свою юрисдикцию в результате фолклендской войны. обошлось английской казне в 1,5 миллиарда фунтов стерлингов. Не касаясь политических аспектов конфликта, можно констатировать, что Великобританией была проведена военная операция, доказавшая, что она в состоянии защищать свои территории, на удаленных от метрополии островах Мирового океана. Это могла сделать лишь страна, обладающая современными вооруженными силами и достаточными материальными ресурсами

Авианосец Великобритании "Гермес"

Фолклендская война. Авианосец ВМС Великобритании "Гермес" (в настоящее время авианосец ВМС "Viraat")

Эсминец Великобритании "Sheffield"

Эсминец ВМС Великобритании "Sheffield", 1974 год. Потоплен во время фолклендского конфликта

Поражение Аргентины в Фолклендской войне было обусловлено как превосходством противника на море, так и более высоким уровнем подготовки британских десантников

Британский спецназ

Британский спецназ

С 2001 года 2 апреля отмечается в Аргентине как День ветеранов и павших на войне. Тысячи оставшихся в живых до сих пор испытывают непрекращающийся стресс. «Мальвинский синдром» продолжает уносить жизни за все те годы, которые прошли с момента капитуляции аргентинского экспедиционного корпуса.
Около 200 аргентинских ветеранов Мальвинского конфликта покончили жизнь самоубийством, почти 4 тыс. участников боевых действий вернулись домой инвалидами. Больше половины ветеранов не в состоянии контролировать свою агрессивность, что не позволяет им адаптироваться в обществе

десантный батальон входит в порт-Стэнли

45-й десантный батальон входит в порт-Стэнли после сорокакилометрового марша.

Противодействие ЦРУ планам СССР в оказании помощи Аргентине
Рассекреченная в 2010-2012 годах часть военных и политических архивов США, Великобритании, Аргентины, Пакистана и «Талибана» показывает, что тот план был комплексным. Лондон тогда осуществил широкомасштабную военную операцию за рубежом – можно сказать, за тридевять земель от самой Великобритании. Разумеется, с целью восстановления британской колониальной власти на этих, весьма отдаленных островах. По некоторым данным – из-за наличия там крупных ресурсов нефти и газа, а также ввиду имеющихся в том районе сверхсекретных подводных военных и разведывательных объектов Великобритании. Операция эта была осуществлена при поддержке Соединенных Штатов.
А его реализация облегчалась сложной социально-экономической ситуацией внутри СССР и в его отношениях с рядом соседних государств. И, пожалуй, первым здесь фактором была советская политика в Афганистане, против которой фактически сплачивались в единый блок Пакистан, Иран, Турция, Саудовская Аравия, Китай, западные державы и подпольные группировки ультраисламистов в Узбекистане и Таджикистане.
По данным британской разведки, Москва якобы «была готова предоставить Аргентине военные корабли, самолеты и ракеты (типа СС) в обмен на поставки зерна и говядины по льготным ценам».
И, если бы война приобрела затяжной характер, поддержка со стороны СССР могла стать единственным шансом для Аргентины.
Однако администрация США и американские корпорации, умело сочетая различные рычаги воздействия на Аргентину (от финансово-экономических до политических) предотвратили не только советско-аргентинскую военно-политическую «смычку», но и вынудили Буэнос-Айрес сократить поставки в СССР говядины и зерна по льготным ценам. Добились американцы и того, что соседи Аргентины объявили о своем нейтралитете, а чилийцы, например, перестали претендовать на пять британских южнотихоокеанских островов Питкэрн, расположенных вблизи чилийского острова Пасхи
Что касается британско-американского плана по предотвращению возможного участия СССР в войне Аргентины с англичанами, он вводился в действие, повторим, с начала-середины апреля 1982-го. И был согласован с основными союзниками Вашингтона и Лондона в тот период.
Основные положения плана были таковы.
1. Стимулирование терактов и сепаратизма в Таджикистане и Узбекистане. Уже в феврале-апреле 1982-го в этих республиках, с помощью афганских моджахедов, а также британских, американских и пакистанских спецслужб была расширена сеть ультраисламистских группировок местных шовинистов – в частности, Хизб-ут-Тахрир, «Братьев-мусульман», «движений против советской оккупации Хивинского ханства, Кокандского ханства и Бухарского эмирата», «комитетов поддержки борьбы Афганистана», «Альянса за освобождение Памира». Планировался, к примеру, взрыв Нурекской ГЭС в Таджикистане – одной из крупнейших в Азии.
Участились разного рода антисоветские и антирусские акции. Причем прямую или косвенную помощь этим группировкам оказывали либо спецслужбы, либо «неправительственные гуманитарные фонды» Пакистана, Ирана, Китая, Турции, Саудовской Аравии, Иордании. А параллельно ухудшалось положение советских войск в Афганистане.
Противодействовать некоторым операциям такого рода СССР помогали спецслужбы Сирии, Индии, Северного (ЙАР) и Южного (НДРЙ) Йемена. Но ситуация в регионе, естественно, сдерживала внешнеполитическую активность Москвы. Тем более, в сверхотдаленных Южной Америке и Южной Атлантике.
2. Резкое усиление ВВС и ВМС США и Великобритании, в том числе за счет оружия дальнего радиуса действия, на британском архипелаге Чагос (в центре Индийского океана), британском Гибралтаре и на британских территориях на Кипре.
Были подготовлены варианты «замораживания» или замедленного пропуска советских ВМС через Гибралтарский пролив (между Атлантикой и Средиземноморьем).
Были также усилены британские ВМС и ВВС на островах, принадлежащих Великобритании в Западной и Южной Атлантике (Ангилья, Бермудские, Виргинские, Монтсеррат, Святой Елены, Вознесения, Теркс и Кайкос).
3. Готовился «коллективный» запрос в ООН, объединяющий положение в Афганистане с «советской оккупацией Хивинского, Кокандского ханств и Бухарского эмирата».
4. Усиливалось давление на Москву по всем направлениям. А именно: в апреле-мае произошло усиление военной напряженности на сирийско-израильской линии прекращения огня (1973 г.). Израиль же стал чаще вторгаться в Ливан и бомбить его (чтобы сковать Москву и Дамаск в этой ситуации). В то же время участились американо-южнокорейские провокации против КНДР, которая, напомним, была связана с СССР договором о военной взаимопомощи (1961 г.).
5. США и Великобритания в апреле-мае 1982-го сорвали заключение некоторых контрактов по известному советско-западноевропейскому проекту «Газ-трубы» (см., например, «Экономические отношения СССР и стран СЭВ с Западом», М., 1984).
6. Соединенные Штаты увеличили численность своих войск и усилили их вооружение на соседних с СССР Алеутских островах. То же самое было сделано на американских базах в Испании, Португалии, в Гуантанамо (юго-восток Кубы), на Окинаве (юг Японии), Филиппинах, на принадлежащих США Пуэрто-Рико, Гавайях, части Виргинских островов и в зоне Панамского канала.
7. Продолжался подрыв Варшавского договора «изнутри». А именно: Румыния, которая критиковала политику СССР по многим вопросам, включая афганский, с весны 1982-го стала получать от Запада (и Израиля) значительную помощь в деле создания румынского атомного оружия.
Возможно, все эти обстоятельства и не позволили СССР впрямую поддержать Аргентину в Фолклендской войне

парашютно-десантный батальон празднует победу

2-й парашютно-десантный батальон празднует победу.

Британские СМИ в 1980-х гг. утверждали, что советские спутники «Космос-1345» и «Космос-1346», запущенные 31 марта 1982 г. (между прочим, в канун Фолклендской войны), следили за ситуацией вокруг Фолклендских островов, в том числе за передвижениями британского флота. И полученная информация якобы передавалась через Кубу аргентинскому командованию. Указывалось также, что сведения, получаемые после облетов советскими самолетами-разведчиками британских ВМС, направлявшихся в район конфликта, тоже передавались аргентинцам.
14 мая 1982 г. в советский МИД был срочно вызван посол Великобритании в СССР Кертис Кибл. Ему был выражен протест по поводу того, что «британская сторона, видимо, в плане дипломатического прикрытия своих военных акций в Южной Атлантике, несколько раз обращались к советской стороне с так называемыми «предупреждениями», которые полностью неуместны и имеют целью создать вымысел о какой-то «причастности» Советского Союза к англо-аргентинскому конфликту».
Так или иначе, советские самолеты дальней разведки Ту-95, базировавшиеся на аэродромах Конакри (Гвинея) и Луанды (Ангола), наблюдали за направлявшимися на юг Атлантики британскими кораблями, но не приближались к конфликтным островам.
По воспоминаниям пилота разведывательной авиации подполковника Георгия Бульбенкова, «по Южной Атлантике от Бискайского залива мы англичан вели до островов, не входя в зону конфликта

Фолклендская война

Фолклендская война

(также известная как: война у Фолклендских островов, Мальвинская война, Южно-Атлантическая война)


Флот идет к Фолклендам

Реакция аргентинских военных на операцию британцев на Южной Георгии не заставила себя ждать - 26-27 апреля к Фолклендам вышла южное оперативное соединение 79.3 В состав группы входили крейсер “Генерал Бельграно” и 2 корабля охранения: эскадренные миноносцы “Иполито Бушар” и “Педро Буэна”, на вооружении которых имелись ракеты “Экзосет”. Эта группа должна была нанести удар по английским блокадным силам с южного направления.
К маю в море, помимо группы 79.3, находились: Центральная оперативная группа 79.2 и Северная оперативная группа 79.1.
На центральном направлении удар возлагался на 3 корвета, также вооруженных противокорабельными ракетами “Экзосет”, а на северном — на авианосец “Бентисинко де Майо” в охранении 2 эсминцев.

Название Класс Тип Год Тоннаж
Task Group 79.1 Capitan de Navio Jose J. Sarcona    
25 de Mayo АВ бывш Colossus 1968 19896
Drummond ФР УРО A-69 1978 1250
Guerrico ФР УРО A-69 1978 1250
Granville ФР УРО A-69 1978 1250
Santisima Trinidad ЭМ УРО Type 42 1980 3500
YPF Campo Duran ТА      
         
Task Group 79.2. Capitan de Navio Juan C. Calmon    
Hercules ЭМ УРО Type 42   3500
Segu ЭМ УРО Sumner 1972 3300
Comodoro Py ЭМ УРО

бывш

Gearing Fram.II

1971 3600
Punta Medanos ТА      
         
Task Group 79.3 Capitan de Navio Hector E. Bonzo    
General Belgrano КР бывш Phoenix 1951 13479
Piedra Buena ЭМ УРО Sumner 1977 3300
Hipolito Bouchard ЭМ УРО Sumner 1972 3300
YPF Puerto Rosales ТА      

К Фолклендам так же шла английская эскадра. 16 апреля британские авианосцы уже были у острова Вознесения. 18 апреля у Вознесения были все силы первого эшелона. Боевые действия у Фолклендских островов планировалось начать 1 мая 1982 года.

Развертывание британских экспедиционных сил в Южной Атлантике

Начало
На Фолклендах британцы появились еще раньше, чем на Южной Георгии - 18 апреля с ПЛ высадилась разведгруппа СБС. Ей предстояло найти пригодные для высадки участки побережья, составить план прибрежных минных полей и укреплений.
Вскоре начались и налеты. "Си Харриеры" нанесли 22 апреля удар по складу горючего на берегу залива Фокс-Бей.
Эти акции были первыми всполохами битвы за Фолклендские острова. Война на море и в воздухе: май 1982
Когда началось сражение за господство в воздушном и морском пространстве Фолклендских островов, британцы имели серьезное преимущество над врагом.
Преимущество на море - из-за погодных условий аргентинские оперативные группы 79.1 (Северная группа) и 79.2 (Центральная группа) повернули назад. На восток шла одна Южная группа 79.3. Ей противостояла вся мощь английской эскадры.
Преимущество в воздухе - основные силы аргентинской авиации действовали с баз на материке, на пределе возможной дальности и поэтому находились над полем боя, зачастую лишь считанные минуты. Боезапас, по этой же причине, был также ограничен - приходилось брать дополнительное топливо (насколько серьезной была эта проблема можно видеть из следующего факта: за войну 6 аргентинских самолетов упали в море, не долетев до баз.). Эту слабость британское командование учло - оно стремилось держать свои корабли восточнее островов, а перегрузку войск с лайнеров на десантные корабли (чтобы исключить потерю этих ценных объектов) производить за пределами тактического радиуса авиации противника. Такие меры не мешали британской авиации активно действовать в воздухе - авианесущие корабли находились непосредственно в районе боевых действий, что позволяло самолетам “си харриер” и “харриер” находится в воздухе 1,5 часа, действуя на удалении от авианосца до 150 км.
Для обеспечения противовоздушной обороны экспедиционных сил английское командование создало три района ПВО.
Первый район — пространство вокруг Фолклендских островов — находился в зоне досягаемости аргентинских ВВС. Дальнее радиолокационное наблюдение в этой зоне выполняли эсминцы типа “Шеффилд” в охранении фрегатов УРО, имеющих на вооружении ЗРК “Си Вулф”. Эти корабли располагались в 120 милях от главных сил на угрожаемых направлениях. Использование в качестве радиолокационного дозора надводных кораблей явилось вынужденной мерой, так как самолетов ДРЛО англичане не имели, а применение для этих целей самолетов “харриер” и “нимрод” себя не оправдало. В этом же районе на удалении от авианосца до 140 миль в воздухе барражировала пара самолетов “си харриер”. Смена воздушного патруля производилась через каждые 40 мин. Кроме того, на авианосцах в 3-минутной готовности к вылету находилось по звену самолетов “Си Харриер”.
Второй район ПВО примыкал непосредственно к Фолклендским островам. Борьбу с воздушным противником в этом районе вели корабли в основном своими средствами ПВО (ЗРК “Си Слаг” и “Си Дарт”), по их вызову в воздух могли быть подняты самолеты "си харриер” из группы воздушного прикрытия.
Когда англичане начнут полномасштабную десантную операцию, в районе высадки будет создан и третий район ПВО.
В таких условиях, шансы аргентинцев на победу в воздушной и морской войне были мизерны.

Начало на море: 30 апреля-1мая 1982
Фактически боевые действия по морской и воздушной блокаде Фолклендских островов начались 30 апреля с приходом в район боевых действий сил первого эшелона. Еще до этого английские многоцелевые атомные подводные лодки разведали обстановку в районе островов и установили слежение за корабельными группировками ВМС Аргентины.
В 23:00 30 апреля средствами гидроакустической разведки многоцелевая атомная подводная лодка “Конкерор” зафиксировала работу гидролокаторов 2 эскадренных миноносцев. Предположив, что это корабли охранения, командир подводной лодки лег на курс сближения. Примечательно, что наведение подводной лодки на аргентинские корабли южной группы было осуществлено по данным космических средств разведки США. В течение дня 1 мая с крейсером “Генерал Бельграно” был установлен сначала гидроакустический, а затем и визуальный контакт. В 23:00 1 мая крейсер и 2 эсминца охранения произвели заправку топливом, находясь в зоне визуального контакта с подводной лодкой.

АПЛ
С аргентинской стороны, боевое дежурство к северу от Фолклендских островов вела ПЛ "Сан-Луис", вооруженная западногерманскими управляемыми по проводам торпедами SST4, а также американскими противолодочными торпедами Mk 37. Первая атака состоялась 1 мая по данным гидроакустики. Имея уверенный гидроакустический контакт, командир подводной лодки с дистанции 10 тыс. м торпедами SST4 атаковал боевой корабль. Однако после выхода торпеды из аппарата связь с ней оборвалась. Атака сорвалась. Британские корабли обнаружили подводную лодку и в течение 20 часов преследовали ее, применяя противолодочное оружие. Умело используя средства гидроакустического противодействия, аргентинская подводная лодка оторвалась от преследования.
Тральщики проводили разведывательный поиск мин вблизи Фолклендских островов. При этом один тральщик использовался как прерыватель минных заграждений, создавая своими механизмами значительное акустическое поле, которое заставило бы сработать мины с акустическими взрывателями.
Начало в воздухе: операция "Черный олень I"
В ходе завоевания господство воздухе помимо истребителей и иных средств ПВО применяются авиаудары по аэродромам, средствам связи и управления противника. Единственным бомбардировщиком британских ВВС, который был бы способен совершать налеты на Фолкленды с острова Вознесения (иных баз на ТВД не было) являлся стратегический бомбардировщик "Вулкан".
Принятый на вооружение Королевских ВВС в 1956 г. дальний бомбардировщик Vulcan фирмы Avro к началу 80-х гг. считался безнадежно устаревшим. К тому же, ресурс этих некогда грозных носителей атомного оружия подходил к концу, и в апреле 1982 г. их собирались списать. Однако в одной войне,Фолклендской, "Вулкан" все же принял участие.
Командованием RAF была разработана серия операций Black Buck (презрительное прозвище южноамериканских индейцев), заключавшаяся в нанесении ударов по объектам в Порт-Стэнли одиночными "Вулканами", которым предстояло действовать с о. Вознесения. Для этого на аэродром Уайдиуэйк с авиабазы Веддингтон перебросили пять Vulcan В.2 (номера XL391, ХМ597, ХМ598, ХМ607, ХМ612) из 44-й, 50-й и 101-й эскадрилий. Для того, чтобы бомбардировщики могли преодолеть 6250 км, отделявшие Фолкленды от Вознесения, и вернуться назад, требовалось проводить многочисленные дозаправки топливом в воздухе. Поэтому на Вознесении сосредоточили 20 танкеров Victor К.2, входивших в состав 55-й и 57-й эскадрилий, постоянным местом базирования которых был Мархэм. Кроме того, в качестве заправщиков использовали еще 6 "Вулканов".
Вулканы на острове Вознесения

"БЛЭК БАК - 1"
Целью операции Black Buck-1 была ВПП аэродрома Порт-Стэнли. 30 апреля в 22.53 по местному времени из Уайдиуэйка взлетели "Вулканы" ХМ598 (позывной Red4) и его дублер ХМ607 (позывной Red6). Они несли по двадцать одной 454-кг свободнопадающей бомбе. Кроме того, под крылом каждого самолета установили по контейнеру РЭП Westinghouse AN/ALQ-101(V)-10, которые применялись на бомбардировщиках Buccaneer. Вскоре после взлета у основного самолета разгерметизировалась кабина, ему пришлось вернуться назад, и выполнять задание отправился "запасной игрок". Бортом ХМ607 управлял экипаж из 101-й эскадрильи в составе: командир флайт-л-т М.Визерс, второй пилот флаинг-офи-цер П.Тейлор, штурман флайт-л-т Г.Грэхэм, штурман-оператор флайт-л-т Р.Райт, офицер-электронщик флайт-л-т Г.Прайор, бортинженер флайт-л-т Р.Рассел.
Для обеспечения этой миссии выделялось 11 "Викторов", Два из них считались резервными, причем один остался на базе, а другой, хоть и поднялся в воздух, но в дозаправках не участвовал. Основная группа из 9 самолетов следовала на высотах от 8000-10000 м. Первая заправка произошла в 1290 км от Вознесения через 2 часа после взлета. Бомбардировщик получил топливо от одного танкера, а четыре "Виктора" - от других четырех однотипных машин, которые затем ушли домой. Всего лишь через полчаса прошла вторая дозаправка, а еще через полтора - третья, после чего с "Вулканом" остались лишь два "Виктора". В четвертой передаче топлива участвовали только танкеры. В это время самолеты вошли в зону грозового фронта и попали в сильную болтанку. В результате у "Виктора" (командир флайт-л-т С. Биглэндз), который должен был дальше сопровождать "Вулкан", вышла из строя заправочная штанга, и его задание пришлось выполнять самолету с номером XL189 (командир сквадрон-лидер Б.Таксфорд). Для этого он произвел внеплановую дозаправку от машины Биглэндза, которая затем повернула назад. В этих маневрах XL189 сжег дополнительное горючее, которого у него осталось меньше, чем требовалось для возвращения на Вознесение. В 620 км от Фолкленд произошла четвертая дозаправка бомбардировщика, после которой самолет Таксфорда лег на обратный курс. Причем его экипаж не мог экстренно запросить заправщик с Уайдиуэйка, так как соблюдал строгое радиомолчание. Обратиться за помощью стало возможным лишь после того, как "Вулкан" выполнил свое задание. Высланный навстречу "Виктор" подоспел вовремя. Если бы этого не случилось, борт XL189 упал бы в океан с пустыми баками за 650 км от Вознесения. Следует отметить, проводя "Блэк Бак-1", англичане не учли то обстоятельство, что самолеты летели с крейсерской скоростью, оптимальной для "Вулкана", при этом "Викторы" потребляли слишком много керосина. Поэтому они возвращались на Уайдиуэйк с опасно малым остатком топлива и были вынуждены садиться с ходу с минимальными интервалами. Их командиры не имели права на ошибку - у самолетов не оставалось топлива, чтобы уйти на второй круг.
Но вернемся к "Вулкану", который в одиночестве продолжил полет к Фолклендам. Приблизительно в 480 км от островов он снизился до 90 м. В это время бомбардировщик был взят на сопровождение радаром одного из кораблей Королевского флота, а так как из-за соблюдения радиомолчания авиаторы не могли назвать себя, то им оставалось только молить Бога, чтобы моряки знали о проводимой операции. В 60 км от цели аппаратура "Вулкана" стала засекать сигналы аргентинских радаров, после чего самолет поднялся на высоту 3 км, необходимую для бомбометания. Когда до Порт-Стэнли оставалось 16 км, офицер-электронщик засек РЛС, пытавшуюся взять их на сопровождение. Англичане задействовали систему РЭП, и аргентинцы не смогли справиться с мощными радиопомехами. "Вулкан" довернул на боевой курс 235 град. и в 04.46 по местному времени сброшенные с него бомбы легли двумя рядами, пересекая ВПП. Британцы рассчитывали таким способом добиться хотя бы одного попадания в цель. Их надежды оправдались: одна бомба упала прямо по центру полосы, другая образовала огромный кратер на ее краю. Самолет развернулся и на максимальной скорости поспешно покинул воздушное пространство над Фолклендами. Когда машина набрала высоту 12,5 км, над Атлантикой уже светало. Так закончился первый удар по позициям аргентинцев в этом конфликте.
Возвращение бомбардировщика на Вознесение обеспечивали 4 "Виктора" и "Нимрод", служивший для управления сближением самолетов. Однако освободившийся от боевой нагрузки "Вулкан" потреблял меньше топлива, и ему понадобилась только одна дозаправка, которая произошла через 30 минут после бомбометания. Когда "Вулкан" приземлился, прошло 15ч 45 мин с начала операции. За успешно выполненное задание Мартин Визерс был награжден Почетным Крестом Летчика (Distinguished Flying Cross), а Боб Таксфорд - Крестом ВВС (Air Force Cross).
Начало на суше: 1мая 1982
1-го мая вертолет "Си Кинг" с "Гермеса" высадил в районе Сан-Карлос специальную группу САС. Она получила приказ выявить артиллерийские огневые точки и пункты ПВО противника, установить трассы движения патрулей и систему охраны полевых аэродромов и складов боеприпасов. Воздушное сражение: 1 мая 1982
Согласно плану, сразу после налета "Вулкана", требовалось затем развить успех ударом «Си Харриеров». Одновременно нужно ударить и по взлетно-посадочной полосе аэродрома Гус Грин. Двенадцать самолетов 800-й АЭ были разбиты на три группы. Первая должна была заставить бойцов аргентинских зенитных батарей аэродрома Порт-Стенли «спрятать головы». Вторая — повредить взлетно-посадочную полосу. Одновременно третья группа должна была нанести удар по Гус Грину. Скорость и неожиданность были определяющими в этих действиях.
Между 7:45 и 7:55 все двенадцать самолетов "Си Харриер" взлетели с борта авианосца Hermes
В то же время аргентинцы, опасаясь повторного налета "Вулканов", подняли в воздух "Миражи": пара м-ра Санчеса. Прибыв к Порт-Стэнли, истребители пробыли в заданном районе всего несколько минут, а затем вынуждены были возвращаться. В 7.30 они приземлились в Рио-Гальегас. Так завершился первый вылет «Миражей» в Фолклендской войне.
Приступили к боевой работе и «Даггеры». В 7.45 Рио-Гранде покинула и направилась к Фолклендам пара в составе к-на Морено и пример-теньенте Вольпони. Самолеты несли по 2 «Шафрира» и по 3 ПТБ. На подходе к островам летчики получили информацию о приближении к Порт-Стэнли двух «Си Харриеров», но обнаружить их не смогли, а быстро сокращавшиеся запасы топлива вынудили их уйти на базу. Аналогичным образом завершились вылеты еще двух пар 6-й ИАГ. Правда, есть информация, что Морено и Вольпони встретили таки 8.25 два "Си Харриера" лейтенантов Роберта Кента и Брайена Хея (Brian Haigh), самолеты покружили, совершили несколько маневров и разошлись.
В девятом часу британская авиагруппа из 9 самолетов появилась над мысом Макбрай Хид. За двадцать одну милю от Порт-Стенли она разделилась: четыре бомбардировщика ("красная" группа) пошли на юго-запад с задачей подавить средства ПВО (аэродром оборонял дивизион ПВО GADA 601: Grupo de Artillerнa de Defensa Antiaйrea, вооруженный 20-мм и 35-мм пушками) противника; вторая группа ("черная" группа) — на юг к аэродрому Порт-Стенли. Полутонные бомбы с самолетов первой группы взорвались в воздухе, осыпая миллионами горячих осколков позиции аргентинских батарей. Вторая группа из пяти самолетов, используя результаты удара первой, на малой высоте подошла к аэродрому и нанесла удар кассетными 600-фунтовыми бомбами, подожгла здания и уничтожила один самолет. Последний в этой группе истребитель (самолет Девида Моргана, "Black 2"), летевший на малой высоте, получил попадание 20-миллиметрового снаряда в хвостовую часть фюзеляжа, но смог сбросить бомбы и присоединиться к товарищам. В результате налета на аэродром Порт-Стенли бомбой был поврежден грузовой самолет Islander 2A, оставшийся еще с прежних, британских хозяев + 3 гражданских самолета Cessnas 172, поврежденных шрапнелью. Был так же уничтожен склад топлива. Аргентинцы заявили, что сбили два и повредили два самолета, причем два подбитых самолета упали в море, недотянув до авианосца.
Тем временем три «Харриера» (группа "Tartan") застали аэродром Гус Грин врасплох, когда там по тревоге на взлет пошла четверка «Пукар».
Сначала на разбеге у машины теньенте Кальдерона подломилась носовая стойка, самолет «клюнул», зацепился винтами за землю, перевернулся через нос и попутно повредил взлетавший рядом штурмовик. Оба летчика уцелели. В это время над аэродромом появились «Си Харриеры», которые сбросили бомбокассеты BL-755. «Пукара» борт А-517 получила серьезные повреждения и прекратила взлет. Больше всего не повезло теньенте Антонио Юкичу. Он смог оторвать свой штурмовик от земли, но сразу же попал под «дождь» бомбочек BL755 одной из кассет (это произошло примерно в 8.20) и погиб (Эту машину записал на свой счет Л-т Дэвид Морган). Погибло еще 7 человек наземного персонала. В 8.55 группа "Tartan" вернулась на авианосец. Что касается поврежденных утром машин, то, по уточненным данным, через несколько часов две из них были добиты «Си Харриерами». После таких потерь, самолеты "Пукара" переведут на полевой аэродром Кальдерой на о.Пеббл.
Одновременно с налетом на Гус-Грин, британский вертолет обстрелял расположение противника под деревней Дарвин.
Около 13.00 два пилота 801-й АЭ командир эскадрильи Найджел Вард и пилот Майк Ватсон обнаружили три самолета Т-34С, преследующих вертолет "Си Кинг". Аргентинцы скрылись в облаках при появлении британских истребителей.
Во второй половине дня в британском штабе было решено совершить огневой налет на Порт-Стенли, используя эсминцы «Глэморган», «Эрроу» и «Алакрити». Они должны были выйти в район в 16.00. Эта акция должна была еще более убедить аргентинское командование, что британцы собираются высаживаться в Порт-Стенли. Одновременно кораблям «Бриллианту» и «Ярмуту» было приказано следовать в район на северо-восток от островов и провести поиск подводной лодки.
Через 15 минут после ухода этих кораблей основные силы оперативного соединения впервые были атакованы противником с воздуха двумя самолетами «Мираж III». В это время два «Харриера» (за штурвалами были Найджел Вард и пилот Майк Ватсон) находились на высоте 15 тысяч футов в районе Порт-Стэнли. Атакующие их «Миражи» имели еще большую высоту, и устремились на двух британских пилотов, произведя пуски по одной ракете «Maтрa» с дальности порядка четырех миль. Пилоты «Харриеров» успели выполнить противоракетный маневр, и ракеты прошли мимо. Аргентинские пилоты вышли из боя, и на сверхзвуковой скорости ушли в сторону континента.
Тогда же аргентинцы провели массированные атаки против британских кораблей. Четыре турбовинтовых самолета с бомбами каким-то образом все же взлетели с аэродрома Порт-Стэнли и устремились в направлении двух фрегатов. Но внезапное появление двух «Харриеров» заставило противника сбросить бомбы и быстро возвратиться на аэродром. Два «Миража» пролетели возле «Харриеров» них на большой скорости, выпустив ракеты, но не очень метко.
В 15.30 Сан-Хулиан начала покидать группа из 9 «Даггеров». Тройке к-на Димельйо предстояло нанести удар по британским кораблям, поэтому каждая машина несла по две 227-кг ОФАБ. Остальные 3 пары осуществляли прикрытие и были вооружены «Шафрирами». В 15.40 «Даггеры» собрались в одну компактную группу и пошли к Фолклендам. Через 15 минут к ним на подкрепление из Рио-Гранде вылетели еще два самолета, на пилонах которых висели только «Шафриры» и ПТБ Однако вскоре один летчик из-за технической неисправности повернул назад, и на задание отправился лишь пример-теньенте Х.Ардилес.
Около 16.40 шедший в одиночку Ардилес находился над Восточным Фолклендом и получил целеуказание на пару «Си Харриеров», приближавшуюся к острову на высоте 6100 м с северо-востока. Противники практически одновременно заметили друг друга. Аргентинец по наведению с земли занял удобную для атаки позицию и с 10000 м перешел в пологое пикирование. Однако Ардилесу не хватило хладнокровия: не дождавшись надежного захвата цели, он произвел пуск одного «Шафрира» по машине л-та М.Хэйла и промахнулся. Затем Ардилес допустил вторую ошибку, ставшую для него фатальной На выходе из атаки он проскочил британский истребитель и на форсаже перешел в набор высоты. «Даггер» оказался прекрасной мишенью для флайт-лейтенанта Бартона, который поразил его ракетой, запущенной с дистанции 4,8 км. Ардилес погиб.
В 15.53, из Рио-Гальегас вновь ушли в полет Гарсия-Куэрва и Перона. На сей раз их «Миражи» несли по 2 «Мажика». Около 16.10 эта пара, приближаясь с севера к о. Пеббл, обнаружила патрулировавших на высоте 3440 м два «Си Харриера», двигавшихся встречным курсом. Аргентинские летчики на подобную ситуацию разработали простой вариант действий, заключавшийся в выполнении маневра «вертикальные ножницы»: «Миражи» должны были выполнить разворот, спикировать и зайти противнику в хвост, после чего произвести пуски ракет. Перона попытался сбросить ПТБ, но упал лишь левый, а правый остался висеть, что затрудняло пилотирование и отвлекало летчика от наблюдения за обстановкой. Внезапно пилот увидел «Си Харриер», находившийся по одному из бортов на расстоянии каких-то 100 или 200 м. Несколько мгновений летчик наблюдал за ним, пока тот не скрылся. Перона вновь начал маневрировать, чтобы отыскать противника, однако вдруг почувствовал сильный удар по своей машине. Сразу же было потеряно управление, и пилот, не раздумывая, катапультировался. Его «Мираж» был сбит «Сайдвиндером», выпущенным флайт-лейтенантом Бартоном.
Через несколько секунд другая ракета взорвалась под хвостом ведущего «Миража». Были пробиты топливные баки и повреждено управление. Однако возможность пилотирования машиной сохранилась, и Гарсия-Куэрва решил не катапультироваться, а идти на вынужденную в Порт-Стэнли. Поначалу он сбросил баки, чем насторожил операторов РЛС аргентинской ПВО. Затем на подходе к аэродрому летчик отстрелял ракеты и окончательно убедил расчеты 35-мм автоматов в том, что они имеют дело с атакующим британским самолетом. Зенитчики больше не раздумывали и моментально сбили «Мираж». Гарсия-Куэрва погиб.
Попытались аргентинцы 1 мая ввести в бой и "Супер-Этендары". 2-я АЭ получила задачу атаковать группу из трех кораблей противника, находившихся примерно в 15 милях от Порт-Стэнли. В 16.38 на задание отправились комэск на самолете с бортовым обозначением 3-А-204 и теньете-де-фрагата К.Мачетанс на 3-А-203. Однако тот день оказался для аргентинских летчиков не самым удачным: когда в 17.10 началась дозаправка от "Геркулеса", на 204-м борту произошла потеря горючего, и паре "Супер Этандаров" пришлось возвращаться на Огненную Землю.
Примерно в 18.30 аргентинские самолеты нанесли массированный удар группировкой в 40 самолетов: бомбардировщики «Канберра» с истребителями-бомбардировщиками «Даггер» и «Скайхок» под прикрытием истребителей «Мираж».
Три «Даггера»(Примерно в 160 км от островов тройка к-на Димельйо снизилась до 9-15 м над морем и вскоре вышла на ордер в составе трех вымпелов.), обогнув береговую полосу, на скорости более 400 узлов, прижимаясь к самой воде, устремилась на «Глэморган», «Эрроу» и «Алакрити». «Глэморган» произвел пуск ЗУР «Си Кэт», которая в цель не попала. Не отличались точностью и аргентинские пилоты: ни одна бомба в цель не попала, правда, две или три разорвались весьма близко от «Глеморгана» и «Алакрити», причинив им незначительные повреждения корпусов. «Даггеры» пронеслись над эсминцем и устремились к «Эрроу». «Эрроу» открыл огонь из своей 20-миллиметровой артустановки, а «Алакрити» произвел несколько выстрелов из пулемета на мостике. Но «Даггеры» не пострадали. Один из них открыл пушечный огонь по «Эрроу», до 11 снарядов поразили фрегат в дымовую трубу, и ранил старшего матроса. Второй полоснул из 30-миллиметровой пушки палубу «Гламоргана».
Когда «Даггеры» стали уходить, за ними в погоню устремилась пара «Си Харриеров»(лейтенанта Мартина Хейла и старшего лейтенанта Тони Пенфолда), преследовавшая их на протяжении 130 км. Однако на помощь своим «ударникам» пришла одна из пар прикрытия, ведомая к-ном Донадилье. Она увязалась за британцами, намереваясь атаковать их со стороны задней полусферы. Англичане вовремя сориентировались в обстановке и решили отказаться от предприятия с сомнительным успехом. Все «Даггеры» вернулись в Сан-Хулиан.
Вскоре после 20.00 «Харриеры» были задействованы снова. Плотным строем шесть бомбардировщиков «Канберра» 2-й бомбардировочной группы следовали на восток курсом, позволявшим им обнаружить британские авианосцы. «Инвинсибил» обнаружил их за 110 миль, летящими на малой высоте. Для их перехвата навели два «Харриера» капитан-лейтенанта Майка Броудвотера и лейтенанта Эла Куртиса. Эл Куртис произвел пуск ракеты, разрыв которой поразил один бомбардировщик, а второй, как ему показалось, повредил. Третий повернул назад. Остальные три исчезли с экранов.
Командир слегка поврежденной "Канберы" капитан Алберто Баигорри (Alberto Baigorri) вернулся на участок атаки, но пилотов сбитой машины - лейтенанта Эдуардо де Ибасиза (Eduardo de Ibaсez) и 1-й лейтенанта Марио Гонзалеса (Mario Gonzalez) - не обнаружил. Ночные поиски корабля Alfйrez Sobral результатов не дали.
Финальным аккордом первомайский битвы стала история с "аргентинской подводной лодкой": группа «Бриллианта» обнаружила то, что они классифицировали как подводную лодку: вертолеты и фрегаты бросали глубинные бомбы и обнаружили масляное пятно длиной в полмили, хотя больше не было никаких доказательств ее присутствия.
Итоги сражения в воздухе для аргентинской авиации были не утешительными. Не смотря на некоторое преимущество, техническое и профессиональное превосходство британских пилотов свело все усилия аргентинцев на нет.
Потери самолетов 1 мая 1982 года таковы:
8.20 - уничтожен на земле штурмовик "Пукара". Летчик Антонио Юкич погиб. Машина лейтенанта Дэвида Моргона повреждена. Два самолета "Пукара" потерпели техническую аварию, а "Пукара" с номером А-517 было повреждена британцами.
11-12 часов - еще два поврежденных штурмовика "Пукара" уничтожены на земле.
16.30 - лейтенант Пол Бартон (борт XZ 452/007, 801-я АЭ) сбил "Сайдвиндером" аргентинский "Мираж".
16.31 - лейтенант Стив Томас (борт XZ 453/009, 801-я АЭ) повредил ракетой второй такой же самолет, который затем попытался сесть на аэродроме Порт-Стенли, но был по ошибке добит аргентинской артиллерией. Пилот капитан Куэрва погиб.
16.41 - лейтенант Тони Пелфолд (борт XZ 455/12 XZ, 800-я АЭ) сбил "Даггер" над Западным Фолклендом.
16.45 - лейтенант У. Кертисс (борт 451/006, 801-я АЭ) сбил бомбардировщик "Канберра" во время патрулирования над морем.
Кроме того, капитан Майк Броудвотер из 801-й АЭ записал на свой счет поврежденный бомбардировщик "Канберра". А пилот N.Ward из той же 801-й АЭ - один поврежденный самолет T-34C.
Аргентинцы недосчитались 6 самолетов, 3 летчиков, еще три самолета были повреждены.
Все же аргентинские успехи в воздухе свелись к повреждению двух "Си Харриеров" (первый самолет из 801-й АЭ, второй из 800-й АЭ), пилотами Гарсиа-Гиерва (на "Мираже") и Х. Ардилезом (на "Даггере").

из комментариев
...
Йон Тихий # ответил на комментарий Алекс Иванов 17 ноября 2012, 10:19 что такое 10 лет Афагнистана по ср. с одним годом "жизни" в Рашке? Там погибло всего 15 тыс человек за 10 лет, а в Рашке каждый год умирает 30 тыс от наркоты. В ТОМ ЧИСЛЕ именно потому что Россия в лице СССР УШЛА из Афгана. Я это знаю лучше чем многие. Город Кимры на Волге в Тверской области в начале 2000-х стал героиновой столицей России - трафик героина из Афганистана в Европу шел именно через этот город. Производство наркоты при американцах в Афганистане возросло до 40 (!) раз.
А в советское время Кимры\Савелово - крупнейший европейский центр авиационного машиностроения. На заводе СавМа в конце 80-х была установлена крупнейшая в Европе линия по выпуску станков с ЧПУ.
Сейчас Кимры\Савелово - умирающий город из пьяни и наркоты. Спасибо Сахарову.
...
Владимир Леонтьев # ответил на комментарий Йон Тихий 18 ноября 2012, 19:30 Советую поинтересоваться про наркоту... как гэбня с Афгана ее перла самолетами... потому и всплеск случился.
...
Йон Тихий # ответил на комментарий Алекс Иванов 17 ноября 2012, 10:24 СССР вел войну в Афгане, но отчего-то зарплаты учителям, закупочные цены колхозам только повышались. Цены аж 2 раза за 80-е. Кроме того, СССР НЕ ПОЛУЧИЛ чистого дохода от нефти, а только ТРАТИЛ на создание сверхдорогой инфраструктуры (Жил ли СССР "на нефть"), а Рашка уже давно получает ЧИСТЫЙ ГЕШЕФТ от нефти, но жить в ней нельзя:
"Если в 1990 году в новые квартиры (по большей части бесплатно) перебрались 1 млн. 296 тыс. семей, то в 2000 году только 253 тыс., за огромные деньги и далеко не простых семей. В 2009 их количество снова сократилось - 147 тыс. семей. В 2011 году – 112 тыс. семей. Перспектива совершенно очевидна: абсолютное большинство населения будет жить в «советском наследии», пока оно не рассыпется от времени, после чего начнет бомжевать."
...
Анатолий Пономаренко # ответил на комментарий Йон Тихий 17 ноября 2012, 19:27 Пока у власти в Афганистане был король и ему подчинялись племенные вожди, даже и речи не было о производстве наркотиков.Стремительный рост выращивания опиумного мака начался после вторжения иностранных (советских) войск в Афганистан
...
Йон Тихий # ответил на комментарий Анатолий Пономаренко 17 ноября 2012, 19:44 Такие сказочки могут быть рассчитаны только на совершенно быдлизированные и дезинформированные постсоветские поколения :)
Советские войска были введены в Афганистан в конце 1979 г, т.е. через 6 лет после падения монархии в 1973 г. Ни режим генерала Дауда, ни пришедшие безо всякого СССР к власти коммунисты (СССР только поменял более радикальных коммунистов Амина на менее радикальных - Кармаля, а потом и еще менее радикального Наджиба), ни свергшие Наджиба талибы не были замечены в поощрении значительного количества наркоты.
Наркоту в Афганистане расплодили американцы, при которых производство героина выросло в 40 раз. При советской же помощи в Афганистане было построено 60 крупных народно-хозяйственных объектов - начиная еще с шахских времен.
СССР вообще меньше всего был заинтересован в свержении шахского режима. Введя войска в 1979 г, СССР поддерживал политические силы максимально европейской культуры. Запад же стабильно поддерживал средневековые рабовладельческие силы. Причем это САМАЯ общая картина - так было везде, не только в Афганистане.
США и сейчас поддерживают во всем мире средневековые силы против модернизаторских.